www.style-slalom.ru
Вернуться к оглавлениюПервые шаги на роликовых коньках. Обучение детейКомпетентные мнения о некоторых моделях роликовКоманда Rollerblade. История роллерспорта в России. Отчеты о соревнованиях.

Speed-slalom или советы о том, как обогнать ветер

Оглавление:

1. Вступление, кратко о правилах
2. С чего начать тренировки
3. Второй этап тренировок
4. Третий этап тренировок
5. Стабильность
6. Скорость
7. Советы и идеи

1. Вступление, кратко о правилах

Speed-slalom одна из двух слаломных дисциплин, по которым проводятся международные соревнования, в том числе официальный Чемпионат Европы и Кубок Европы.

Вкратце о правилах: цель соревнований - как можно быстрее проехать дорожку из 20 конусов. Разгон ограничен 12 метрами (от линии, ДО которой должен находиться спортсмен до ЦЕНТРА первой фишки). Отсчет времени начинается по команде судьи (одновременно спортсмены могут начать движение) и заканчивается после пересечения линии отстоящей от центра последней фишки на 80 см. Таким образом, надо максимально быстро пробежать 12+0.8х19+0.8=28 метров. Объезжать надо каждую фишку, пропущенные стаканы - считаются сбитыми.

Сбитые фишки - штрафуются временем (сейчас - 0.2 сек, т.е. 5 фишек = +1 секунда к итоговому времени).
Смена способа проезда дорожки - штрафуется (т.е. если вы, например, начали дорожку Forward One-Foot Monoline, на 10 фишке не удержались и встали на Forward Monoline, то к вашему итоговому времени будет добавлено 10 оставшихся фишек * 0.2 сек).
Фальстарты
- штрафуются.

Соревнования проводятся как по "маленьким" стаканам - Starway (в прошлом году это были - чемпионат Италии, финал Кубка Европы, в этом году - этап Кубка Европы в России), так и по большим "икеевским" - "Калас" (все остальные этапы прошлого года, включая финалы Чемпионата Европы). Женщины и мужчины участвуют в отдельных зачетах.

2. С чего начать тренировки

Дорожку из двадцати фишек можно проехать миллионом способов, чем собственно и занимаются в Style-слаломе (Артистик-слаломе). Очевидно, что для спид-слалома подходят только максимально быстрые способы. Общепринятым элементом на настоящий момент является - Forward OneFoot Monoline - лицом вперед на одной ноге. Этот элемент очень "быстрый", т.е. нет действий (повороты, вращения), которые влияют на продольную скорость и с другой стороны - позволяет поддерживать и наращивать скорость во время движения.

Первым этапом тренировок должна стать отработка движения на одной ноге без посторонней помощи. Итак, находим площадку (скейтпарк :) ) с ровным покрытием, желательно без горки. И пытаемся проехать несколько метров на одной ноге.

Какую ногу выбрать? В идеале нужно уметь бегать на обеих ногах равнозначно. Но на практике все равно одна нога будет лучше разработана и тренирована. Я бы все-таки советовал начать тренироваться с "родной" удобной ноги (как определить - это именно та нога, с которой вы делаете первый шаг, при прочих равных, или, например, скользите по льду вперед именно удобной ногой. Чаще всего это правая у правшей и левая у левшей, но бывают и исключения :_)).

рис.1 Неправильная проекция центра тяжестиИтак, несильно разгоняемся и пробуем проехать по прямой на одной ноге. По идее это должно получиться достаточно быстро. После того как вы освоили этот нехитрый трюк, обратите внимание на стойку, в которой вы оказываетесь, когда встаете на одну ногу. Скорее всего, проекция центра тяжести у вас попадет между ног (рис. 1), на равном расстоянии между правой и левой ногами. Это не правильно. Стойка для скоростного слалома должны выглядерис 2 Правильная стойкать так (рис 2):
- рабочая (она же опорная, она же удобная) нога расположена как бы по центру (вернее это тело смещено так, чтобы оказаться точно над опорной ногой),
- нерабочая (она же "неудобная", она же реверсная) убрана за рабочую. Корпус сильно разворачивать не нужно, а на первом этапе его лучше вообще держать прямо.
Таким образом, проекция центра тяжести должна попадать между третьим и четвертым колесом опорной ноги. И вот в таком положении снова пытаемся проехать несколько метров.

Тренироваться необходимо до автоматизма, чтобы при вставании на одну ногу тело само занимало нужную позицию, и вы не тратили время на дополнительные движения. Основные ошибки на данном этапе:
- перекошенный корпус
- сильные завалы корпуса вперед или назад
- сильное заваливание ноги наружу
- неправильная стойка

3. Второй этап тренировок

Второй этап - это тренировки на фишках. Итак, вы уже можете проехать несколько метров на одной ноге, может быть даже слегка управлять своим движением в этом положении, следовательно, пора переходить к стаканам.

Для тренировки можно взять любые конусы, более того можно начинать просто с езды по точкам. Слегка разгоняемся и пробуем проехать на одной ноге, объезжая все точки. Скорее всего, сначала вам трудно будет доехать до конца, так как вы еще не умеете отталкиваться одной ногой и скорость теряется.

На этом этапе очень важно научиться проезжать всю дорожку не ставя вторую ногу на землю. Основная проблема у начинающих - характерная неправильная постановка ведущей ноги (рис 3 и 4) - заваливание во внешнюю или внутреннюю сторону.

рис 3: ведущая нога завалена на внешнюю сторонурис 4: ведущая нога завалена во внутреннюю сторону

В данной позиции сначала удобнеерис 5: праильная постановка ноги поддерживать скорость движения на приемлемом уровне, но по мере того как вы будете прогрессировать, такая постановка конька будет все больше вам мешать, так как высокую скорость с таким перекосом удержать практически невозможно. Нога должна стоять прямо, стопа - параллельно поверхности земли (рис 5)

Теперь надо тренироваться следующим образом: слегка разгоняться и проезжать дорожку, пока не обращая внимания на то, как много фишек вы задеваете и сбиваете.

4. Третий этап тренировок

Третий этап - не менее интересный чем предыдущие :) Вам необходимо научиться не просто проезжать всю дорожку на одной ноге но и поддерживать скорость движения. Для этого очень важно чтобы нога стояла прямо и подошва стопы была параллельна земле.

При езде, объезжая фишку слева, надо слегка наклонить раму направо и, соответственно, объезжая фишку справа, конек слегка наклоняется налево. Важно делать минимальный, незаметный глазу наклон ролика и всегда возвращать конек в исходное прямое положение. Иначе движения будут не симметричными относительно линии стаканов, что отрицательно скажется на скорости, когда потребуется быстро бегать на одной ноге.

рис 6: правильное расположение центра тяжестиЧувство равновесия у каждого свое и научить ему невозможно, зато вестибулярный аппарат хорошо развивается на тренировках. На скоростном слаломе центр тяжести должен приходиться между 3 и 4 колесами ведущей ноги (рис 6). Старайтесь избегать наклонов вперед или назад. Во время тренировок на этом этапе постарайтесь добиться проезда дорожки без потери скорости вконце, а лучше с набором скорости к концу линии стаканов. Помните про правильную рис 7: правильная  стойкастойку, постановку ног и распределение тяжести (рис 6).

Если я смог объяснить, а вы смогли все понять, то к настоящему моменту вы уже должны проезжать дорожку из 20 конусов на одной ноге в более или менее правильной стойке и при этом не теряете скорость.

5. Стабильность

Следующий этап - тренировка стабильности, т.е. отработка навыков правильной стойки и чистоты катания. Лучше всего с этого момента начинать разгоняться с 12 метров. На первых порах не изо всех сил, а с удобной скоростью, постепенно убыстряя разгон. Особое внимание придется уделять не только правильной постановке тела, но и количеству битых конусов, которое должно стремиться к нулю.

Основная проблема на данном этапе - выработать траекторию движения ноги вокруг конусов. Траектория должна быть:
- симметричной (объезд фишки справа и слева происходит на одинаковом расстоянии)
- расстояние от ноги до стакана - минимальное
Забудьте про накат, старайтесь также поддерживать и увеличивать скорость движения на дорожке.

Я бы советовал сначала тренироваться на больших стаканах. Дело в том, что при некоторых условиях маленький стакан проходит под ботинком левее (или правее) рамы, и вы его не сбиваете, хотя при такой же траектории большой стакан вы бы сбили. Лучше сразу усложнить себе задачу, памятуя о том, что тяжело в учении - легко в бою.

Цель данного этапа - научиться ездить как можно стабильнее, т.е. сбивая минимальное число стаканов. Понятно, что спортсмен с любым уровнем подготовки всегда может что-то сбить или даже сойти с дорожки, но необходимо стремиться к езде без погрешностей.

Мой опыт подсказывает, что процесс наработки стабильности цикличен: как только вы начинаете быстрее проезжать дорожку, сразу ухудшается результативность и стабильность, так как ноги не привыкли еще маневрировать на достигнутой скорости. Потом скорость и умение маневрировать уравниваются, набирается опыт и вы снова переходите на ступень, когда тело может развивать бОльшую скорость, а ноги, не успевая с ней справляться, сбивают стаканы. Это нормальное явление и усиленные тренировки помогают выровнять оба параметра за сравнительно небольшое время.

6. Скорость

После того, как вы научились ездить более или менее стабильно, нужно начинать работать над скоростью. Конечно, над ней надо было трудиться и раньше, но сейчас самое время уделить этому более пристальное внимание.

Разгоняться нужно с 12 метров, как и раньше. Вскоре должен наступить момент, когда вы можете проехать по стаканам быстрее, однако разогнаться до большей скорости на отрезке 12 м не успеваете. В этом случае в качестве упражнения можно разгоняться с большей дистанции для того чтобы отработать быстрый проезд по фишкам, а также работать над разгоном.

Разгон на ограниченном отрезке зависит от силы и длины ног, начальной стойки и метода разгона. Начнем разбирать по порядку. Длину ног мы изменить не сможем, а вот силу - легко: разрабатывайте удобным для вас способом (я, например, просто бегал спид-слалом по часу - полтора в день). Существует неплохое упражнение - "ускорения", которое выполняется без роликов. Встаньте в стойку, чем-то похожую на высокий старт в легкой атлетике и попытайтесь развить максимальную скорость на разбеге. Это упражнение можно выполнять с отягощениями: вас могут удерживать сзади за пояс или просто придется тащить за собой автомобильную покрышку на веревке.

Начальная стойка на разгоне. Существует множество мнений на тему какой должна быть оптимальная стойка для разгона. Однако все сходятся на том, что начальная стойка должна обладать следующими качествами:
- в ней должно быть удобно стоять хотя бы 5-10 секунд
- надо стоять таким образом, чтобы иметь возможность в любой момент начать движение вперед без каких-либо дополнительных движений

рис 8: Роман ШамбордПервое движение должно быть достаточно мощным, чтобы как можно быстрее набрать скорость. Чемпион Европы 2003 Роман Шамборд (рис 8) предпочитает боковую стойку.
Достоинства: к толчку задней "нагруженной" ногой к добавляется импульс, полученный при развороте корпуса. Это весьма ускоряет первые, самые медленные шаги.

Альтернативная стойка - обе ноги стоят примерно нарис 9: альтернативная стойка одном уровне, корпус слегка развернут (рис 9 ). Первый шаг - по сути является постановкой в стойку для второго мощного толка.
Достоинства:
- первый шаг можно сделать очень быстро, т.е. время реакции уменьшается.

рис 10: стойка "бегуна"Стойка "бегуна" - стартовая стойка, чем-то напоминающая бегунов на коньках (рис 10). Корпус должен быть развернут под 45 градусов. Задняя нога максимально нагружена, одноименная ей рука отведена назад. Движение начинается с разгона руки, которая как бы вытягивает все тело.
Достоинства:
- также достаточно быстрый старт
- сильный первый толчок.


Методы разгона
В основном используется два метода:
- относительно редкие, но сильные толчки
- практически бег, т.е. "мелкие" шажки, совершаемые с большой скоростью.

Рекомендовать какой-либо один из них сложно, выбирайте тот, который у вас лучше получается. Например, Чемпион Европы 2004 Себастьян Лаффарг является приверженцем первого метода, а бразилец Диего ДеАруйо, серебряный призер ЧЕ, - второго.

Проезд по дорожке
Существует два подхода: так называемый французский и русский. Дело в том, что скоростной слалом, в отличие от артистика, в России начали катать практически одновременно с французами, а так как никаких соревнований и прочих контактов на этой почве не было, развились два подхода к технике.

Итак, французы в основном предпочитают проходить дорожку, активно работая ногой. При этом они как минимум не теряют скорость, а лучшие представители еще и разгоняются к концу. У нас же в основном используется другой подход, цель которого - пройти дорожку так, чтобы потерять как можно меньше кинетический энергии, т.е. буквально проскользить по дорожке.

На первый взгляд первый подход выглядит предпочтительнее, однако у каждого из них есть свои слабые и сильные стороны: французская версия сложнее в плане чистоты прохождения дорожки, т.е. работая ногой на такой скорости гораздо сложнее ничего не сбивать и просчитывать траекторию "на лету". Кроме того, если соревнования проводятся не на асфальте, а на более скользком или хотя бы непривычном покрытии существует вероятность того, что вы не успеете адаптироваться и на широких разъездах из-за резких движений будете банально проскальзывать. Пользуясь российской версией при прочих равных проще проехать чисто. Кроме того, при действительно быстром и умелом разгоне преимущество от разгона ногой на дорожке нивелируется. Так что, какой именно способ выбрать - вопрос личных предпочтений, к тому же оба способа можно успешно сочетать.

6. Советы и идеи

В принципе основные идеи изложены. Осталось только тренироваться :) Разве что еще несколько советов, рассчитанных на спортсменов среднего уровня. Начинающим работы и так хватит :)

1. Особое внимание в любой период тренировок следует уделить "чистоте", т.е. всегда обращать внимание на то, сколько фишек и в какой ситуации вы сбиваете. Если внимательно посмотреть все европейские соревнования по спид-слалому за последние два года, то хорошо заметно, что в финалах, когда идет соревнование по системе КО обычно выигрывает тот, кто меньше сбивает. Дуэлей, где один человек чисто обогнал противника и ни тот ни другой не сбили ни одной фишки - очень мало. А вот таких, что оба проезжают примерно за одинаковое время, но при этом победитель сбивает меньше - очень много.

Фишки можно насбивать в двух ситуациях:
а) вы хаотично сбиваете 1-4 стакана (если больше - то это уже проблемы с техникой на данной скорости). Основная проблема - нестабильный проезд для данной скорости. Я эту ситуацию исправлял следующим образом: снижаете скорость до такой, на который вы не сбиваете ничего в семи попытках из десяти, потом слегка увеличиваете скорость и снова бегаете до обретения стабильности, и т.д. до полного максимума вашей текущей возможности. В общем, решение данной проблемы - кропотливые тренировки.
б) вы сбиваете одну и ту же фишку (группу фишек) в 80-90% случаев. Тут, скорее всего проблемы с техникой, связанные с заездом (если фишки сбиваются в начале), съездом (если в конце) или сменой скорости\стойки\техники (если в середине). Проблема это серьезная, и решать ее нужно как можно скорее. Основной путь - обратить внимание (посмотреть видео, попросить посмотреть друзей) на то, что именно происходит в том месте, где вы сбиваете стакан. Это не так просто углядеть как кажется, но возможно. Разобравшись в том, что происходит, нужно начинать от этой ошибки избавляться.

2. Первое время у вас будет такое ощущение, что вы просто не успеваете увидеть все стаканы - перед глазами будет просто пролетать неразрывная полоса цвета ваших фишек. Это нормальное явление, причем повторяющееся, особенно когда скорость движения на линии существенно возрастает. В общем, волноваться не надо, мозг адаптируется и глаза начнут различать стаканы.

3. Возможно, вы обращали внимание на различные технические уловки, которые используют спортсмены на соревнованиях. К ним относятся:
- разные ролики на ногах. Например, правая, на которой вы проезжаете дорожку - обычный слаломный ролл с короткой рамой, а левая нога, которая участвует только в разгоне - пятиколесный ролл с длинной рамой.
- разные комплекты колес на роликах. Например, на правой, опорной ноге жесткие колеса, на левой - большие мягкие колеса с медленными подшипниками, чтобы меньше прокручивались при разгоне и потенциально позволяли быстрее разгоняться.

Пока все эти изыски не запрещены правилами соревнований ими можно свободно пользоваться. Какую именно уловку использовать и использовать ли их вообще, решать вам. Я, например, пробовал бегать по-всякому, но в конце концов вернулся к классическому варианту одинаковых роликов и одинаковых колес. На мой взгляд, выигрыш в скорости при смене комплектации - минимален, зато существенно понижается стабильность. Есть еще один вариант (вроде его пока никто не использовал :) : на левой ноге все колеса застопорены. Бежать на разгоне будет удобнее.

4. Еще можно поэкспериментировать с рокерингом на роликах. В основном все бегают на стандартном "слаломном" роккеринге. Однако возможен вариант "банан" - тип рокеринга, в основном используемый фрискейтерами, при котором первое колесо меньше чем, три одинаковых последних колеса.
Можно бегать вообще без рокеринга (т.н. естественный). В этом случае несколько снижается маневренность ноги на стаканах, однако повышается стабильность, ногу не так "колбасит". Выбор рокеринга должен основываться на вашей технике: если вы активно работаете ногой, то вам скорее подойдет рокеринг полный, если используете скользящую технику, то - банан. Но, как известно, все индивидуально, выбирайте что вам удобнее.

5. Важным моментом также является тренировка старта. Когда у нас только начали тренироваться для соревнований по новой системе (до этого не учитывалось время разгона спортсмена, учитывалось только время, за которое он проходит дорожку), то обратили внимание на то, что иногда задержка на старте (т.е. после того как судья отдал команду "Go", но до того как спортсмен начал движение) может равняться секунде. Т.е. 15-20% времени тратятся впустую.

Конечно, многое зависит от природной реакции каждого человека, однако и над этим моментом можно поработать. Если вы будете тренировать старт без команды, отдаваемой посторонним человеком, а на соревнованиях первый раз их услышите, то неприятные ощущения гарантированны, что, естественно, скажется на результате.

Тренироваться можно следующим образом: каждый забег начинаете по собственной команде, затем усложните, стартуя по команде другого человека. Очень удобно вдвоем тренироваться - один командует, другой бежит, потом меняетесь.

6. Хотелось бы еще раз обратить внимание как "это" происходит на соревнованиях: спортсмены выходят на стартовую линию, принимают стартовую стойку, судья спрашивает каждого о готовности. После получения положительного ответа подается двухтактовая команда - Readу-Go. Пауза между командами может составлять от пол секунды до 4-6. Одновременно со командой "Go" начинается отсчет времени - судья нажимает кнопку, запускающую секундомер, который останавливается после пересечения каждым спортсменом финишной черты.

Если дернуться раньше дернулся, то - фальстарт, два фальстарта - попытка выиграна противником. Четыре фальстарта - домой. В общем, тренируйте нервы и старт по команде :)

7. Конечно, во время тренировок хочется видеть прогресс, а для этого необходимо знать за какое время вы преодолеваете дорожку. Лучшим методом является тренировка с партнером. Он командует и он же запускает таймер. Ошибка измерения при таком варианте - минимальна. Если нет таймера, то можно воспользоваться обычным секундомером, однако погрешность измерения будет гораздо больше. Третий вариант: спортсмен засекает себе время сам, т.е. с часами в руке стартует, одновременно запуская секундомер. Ошибка при этом может составлять до секунды, как правило в меньшую сторону. Хотя и этот метод часто используется (например, Катя Дикушина), так как лучше все же так засекать время и узнавать свой результат, чем пребывать в блаженном неведении.

8. Я считаю весьма полезным периодически варьировать упражнения для тренировки скоростного слалома. Их список постоянно меняется, причем, как я заметил, у каждого спортсмена он свой. Я чаще всего делаю следующие вещи:
- разгон с 12 метров, проезд дорожки максимально быстро, стойка - обычная, за исключением того, что заднюю ногу я держу противоположной рукой за раму на протяжении всего проезда по дорожке. Это упражнение - "греб" - позволяет лучше почувствовать работу тела и хорошо развивает равновесие, так как один из балансиров - нога - фактически "выключен".
- все то же самое, однако теперь руки сцеплены за спиной в замок, т.е. дорожка проходится за счет одной ноги и минимальной работы тела. Это упражнение отлично развивает равновесие и помогает правильно распределять вес тела по колесам.
- скоростной слалом на дорожке на 50 см. Разгон, естественно, надо брать меньший. Очень полезное упражнение для разминки, позволяет понять как работать опорной ногой на высокой скорости. Есть мнение, что это упражнение слегка сбивает умение вести траекторию, но я этого не заметил.
Периодически придумывается что-то новое, что-то забывается и отмирает, однако я рекомендую на каждой тренировке выполнять подобные упражнения. Они позволят не только развить необходимые навыки, но и помогут выявить и исправить ошибки в технике катания.

9. Ну и последняя "хитрость": для тренировок можно использовать разные стаканы. Если соревнования проводятся по маленьким, старвеевским конусам, есть смысл побегать на тренировках по большим стаканам. При обратном переходе на конусы этот "трюк" позволит повысить скорость и чистоту похождения дорожки. Впрочем, увлекаться не стоит, так как техника катания на больших и маленьких стаканах все же различается.

Данная статья является неким субъективным взглядом на процесс тренировки скоростного слалома. Не исключено, что написанные здесь вещи кому-то покажутся бредовыми и неприменимыми на практике. Что ж, в таком случае советую Вам написать свою статью, ведь чем больше разных мнений, тем всем нам лучше. Я описал то, как тренируюсь я сам, с учетом мнения некоторых моих друзей. Надеюсь, что некоторые все-таки почерпнут какие-либо идеи из сего труда и найдут их полезными.

Анатолий "Комиссар" Горбатов
04 февраля 2005

 
 
Права на все материлы подтверждены автором
Любое воспроизведение материалов возможно только с письменного разрешения